Интерактивные методы изучения немецкого языка на начальном этапе.
Долгова Виктория Викторовна, учитель немецкого языка МОУ СШ 93
Величайшее искусство- превращать в игру для детей то, что им нужно выучить или сделать.
Джон Локк
Современного человека нельзя представить без гаджетов- телефон, планшет, компьютер -они сопровождают нас повсюду, и самые современные учебники, несомненно, используют все преимущества интерактивного пространства.
К таким учебникам можно отнести и мультимедийный учебник немецкого языка «Fridolin und seine Freunde», von Beate Müller-Karpe, Dr.Boris Menrath. Яркие, запоминающиеся персонажи, проходящие через весь курс, интересные задания, необычные песенки и разнообразные виды упражнений — все это делает учебник незаменимым на уроках в младших классах на начальных этапах изучения немецкого языка. Я работаю с ним и на кружковых занятиях. Ученик и учитель являются равноправными партнерами в процессе обучения, активно и на равных взаимодействуя друг с другом. При этом ошибки нивелируются возможностью быстрого исправления и повторением правильного варианта ответа. На занятиях царит атмосфера сотрудничества и доброжелательности, работа переходит на новый этап — познавательная деятельность поднимается на уровень взаимной кооперации, а эффективность ситуации успеха несомненна.
В учебнике 12 тем, в которых активно участвуют главные герои- лягушонок Фридолин и его друзья, а именно:
— Друзья
— Цвета,одежда
— Беседа при встрече
— Цифры
— Школа
— Семья
— Животные в деревне
— Город
— В зоопарке
— Доктор Рокко
— Круглый год
— Квартира
Моделирование жизненных ситуаций способствует возникновению познавательного интереса у учащихся. В каждой теме обязателен диалог и к нему ряд игр, с помощью которых даже самый слабый ученик, спрятавшись за маской лягушонка, клоуна или человечка, не боясь сделать ошибку (ошибается не он, а его персонаж) несколько раз повторяет новые слова и запоминает их. Он не обязан показывать максимально хороший результат и работает в группе или индивидуально по мере сил, игры в данном случае выполняют компенсаторную функцию. Песенки, которые представлены практически во всех темах, не только расширяют лексический запас, но и являются аутентичными. Множество забавных пальчиковых и знаковых игр, связанных с ритмом звуков делают облегчают запоминание текстов.
Работа с интерактивной доской и FRIDOLIN обеспечивает развитие общеучебных умений и навыков, а также помогает
— визуализировать и классифицировать информацию,
- учит коммуницировать и работать в группах,
— играть с цветом и звуком,
- сразу замечать и исправлять ошибки,
- быстро менять виды деятельности,
- получить начальные навыки работы с компьютером.
Учебник решает серьезные методические задачи: снимает страх перед говорением, создавая психологическую необходимость выразить свою мысль, эмоцию на немецком языке. Игра оправдывает необходимость многократного повторения одних и тех же лексических единиц, учит необходимым навыкам для формирования быстрой речевой реакцией высказывания на немецком языке.
Различные виды лексических и грамматических игр (Memorycard, снежный ком, крокодил, лексическое домино, Bingo, Rollenspiel, Lesespiel, Lotto, Puzzlediktat и др.) позволяют значительно увеличить время речевой практики для каждого учащегося.
Лексические игры тренируют речь обучающихся в ситуациях приближенных к естественной обстановке, активизируют их речемыслительную деятельность, развивают ситуативную спонтанность высказывания, знакомят учащихся с сочетаемостью лексических единиц на немецком языке.
Грамматические игры способствуют тренировке использования определенных грамматических форм, необходимых в данном социальном контексте.
Методы, которые используют авторы учебника для закрепления ранее полученных знаний и получения новых, максимально мобилизуют все речевые навыки учащихся, их познавательную активность. Именно это и является целью использования игровых приемов в обучении иностранному, в данном случае немецкому языку.